Сейчас интернет и наш сайт заполнены кучей разных версий игры Зума, в которые можно играть в браузере с плагином Flash или даже без него, на HTML5, то есть даже на телефонах. А когда-то игра была доступна только для компьютеров.
В 2003 году компания PopCap выпустила компьютерную игру, которой суждено было завоевать миллионы — как по доходам, так и по количеству игроков. В 2004 портал RealAcade признал новинку лучшей игрой года. Ошеломительный успех привел к тому, что вскоре версии игры появились не только на PC, но и на других платформах, включая компьютеры Mac, приставку XboX, мобильные телефоны и КПК. Всего год-два – и игра стала абсолютным лидером, сформировав целую моду на клоны, число которых на сей день превысило уже 50 штук. Звали эту удивительную новинку, конечно же, Zuma Deluxe. Или, по-нашему, просто Зума.
Может показаться удивительным, но на самом деле разработчики из PopCap вовсе не изобрели ничего нового. И на самом деле играм типа Zuma вовсе не 4 года, а гораздо, гораздо больше. В следующем, 2008 году исполнится целых 10 лет с того момента, как оригнальная игра, прародитель жанра, увидела свет.
Дело в том, что еще в 1998 году на игровых автоматах и на приставке PlayStation (ныне принято говорить PlayStation 1) появилась занятная игрушка, в которой надо было стрелять шарами и разбивать цепочки, ползущие по спиралям. Она получила имя PuzzLoop (), а создателем ее стала японская компания Mitchell.
Правила PuzzLoop и даже графика в принципе мало чем отличаются от правил и графики Zuma 2003 года. И остается только удивляться, почему в 1998 году первая игра осталась практически незамеченной, а вторая спустя пять лет вызвала бурную волну клонов.
Может быть, причина была в том, что игры типа Zuma-PuzzLoop являются так называемым казуальными, т.е. играми, рассчитанными на простых людей, а не заядлых геймеров. К этому классу относятся и Lines, и Тетрис, и прочие им подобные незамысловатые (по сравнению с современными компьютерными хитами) игры.
Ведь в 1998 году, чтобы познакомиться с PuzzLoop, необходимо было иметь приставку PlayStation. А игровые приставки – это все-таки удел геймеров, людей, сознательно выбирающих игры в качестве своего времяпровождения.
В 2003 году, чтобы познакомиться с Zuma, достаточно было скачать ее с игрового портала. А компьютер в наше время есть у всех, включая людей, даже никогда не интересовавшихся играми. Вот так и получилось, что Zuma стала мировым хитом, а PuzzLoop была похоронена под толстым-толстым слоем пыли.
Как к этому отнеслась компания Mitchell? Вы знаете, судя по тому, что мне удалось прочитать – она осталась не совсем довольна. В интервью сайту InserCredit мистер Рой Озаки (Roy Ozaki), основатель компании, признает, что они бы засудили PopCap, но американские юристы неохотно шли на контакт и соглашались только на суд на территории США. Так что до суда дело даже не дошло.
Впрочем, разработчики из Mitchell не сдались и выпустила версию PuzzLoop для карманной игровой консоли Nintendo DS. В японском варианте игра получила название Shokan Puzz Loop, а для экспортного вариант было выбрано более мягкое для уха гайдзина имя Magnetica.
И надо полагать, история игр Zuma-PuzzLoop еще не закончена. Напротив, судя по обилию клонов, плодящихся, как кролики под ласковым летним солнцем, она будет длиться еще долго.